вторник, 2 февраля 2016 г.

Моё путешествие по реке Хопер от села Хоперское до с Б.Карай и обратно.

Ну, вот и удалось мне совершить путешествие-заплыв по реке Хопер,
 вниз по течению до села Большой Карай.  Но не так, как хотелось. Рассчитывал  с 12 по 15 июня 2013. Да погода не совсем летняя для прогулок. Дожди и холод. Поэтому супруга отказалась. Но для меня плохой погоды нет. И 14 числа с утра я отправился в одиночное плавание.
Лодка проверена, мотор надежен.  Бензина взял по расчету. Туда на 70 км 11 литров, а обратно 15. Почему так? Так течение будет туда помогать, а обратно не будет.
Средняя скорость в движении под мотором 20 км/час. Иногда мчишься 26, а иногда возле коряг и мостов не больше 4км/час.
Когда ловил рыбок – только течение стаскивало вниз это от 2 до 4 км/час. Течение местами очень сильное  (для наших условий).
Препятствия – как всегда:
·        Коряги подводные (карчи)
·        Завалы из сваленных и стащенных течением деревьев
·        Мели
·        Заманихи
·        Осередки
·        Заструги.
·        Мосты
·        Трубопроводы
Для меня самые опасные  - подводные коряги. Ведь они бывают размером от небольшой ветки утонувшего дерева до толстого кола или дерева в обхват. И торчат, как в заколах – под наклоном, независимо от течения.
На течении некоторые подводные коряги дают о себе знать изменением поверхности водной глади: или усы, или водовороты. Некоторые, но не все! Другие, тихие и не маленькие ждут свою добычу сбоку течения и в водоворотах. Попадешь под скоростью  на них и лишишься винта, или мотора, или лодки.  Стрёмно, короче, очень. И по закону подлости… пенек один на 40 метров реки поперек, а достается он тебе.  Меня эти коряги пощадили в этот раз. За них я бился или вскользь (раза четыре), или в лоб – на дейдвуд с подъемом мотора раз пять.  Но в лоб столкновение было на скорости км. три, а скоростная встреча была вскользь.
Несколько раз незамеченные мелкие подводные коряги щекотали днище лодки.  У лодки днище, а у меня умудрялись щекотать товарный знак  МТС.  Замечал, когда лодка покачивалась с борта на борт…
Мостов я встретил на своем пути семь штук. Но городские – пять, я не замечаю. А вот Мишин мост (именно Мишин) и Алмазовский – напрягали неизвестностью и непостоянством.

Однако я справился и с большим поклоном прошел на моторе и вверх и вниз.
Плотину у с. Б.Карай – не пройти, только обнос. Но мне необходимости не было.
Три, три раза после с. Никольевка  я попал на мель в виде осередка.  Но только, когда спускался вниз, а обратно шел – уже знал места.
Трубопровод за селом Алмазово обозначен, под водой на глубине метр видны какие-то хреновинки, но мне и лодке не мешали.
Большие завалы на реке не сплошные, и поэтому есть проходы везде, хоть и мелко.
Лоцию и ТТХ рассказал. Теперь про рыбу и рыбаков с туристами.
Рыбу я начал ловить после Алмазово, сразу, когда Хопер заходит в лес.  Рассчитывал я на голавля и попутно щуку. Другие виды рыб меня интересовали мало. Я – не рыбоед и не торговец серебристым деревом. Мне и супруге надо рыбы чуть на уху и на жареху. Всё!
Настроил спиннинг и поставил вертушку №3 с поводком. БлюФокс называется.
А тут неприятность мелкая. ДОЖДЬ. Хоть и все вещи спрятаны в гермосумку и гермомешки – но самому не хочется промокнуть, заболеть и умереть.  Начал ставить тент, а он у меня и спасение от дождя, солнца и палатка.
Забарабанили крупные капли. Потом отдельные удары слились в общий шум. А я? Я – ничего не делал, течение несло меня вниз, пока не задержался на коряге. Поглядывал на  реку. Жаль, не сделал фото (забыл за хлопотами).  Да и снимки дождя редко выходят приличными и передающими действительность. Дождь лучше в фоторедакторе делать.
Как начался дождь, как и закончился. Что делать, как грести, как забрасывать? Тент-трансформер позволяет хорошо сидеть, а ловить под тентом спиннингом неудобно. И грести веслами невозможно,- немного скованы движения.
Вышел из положения так. Сижу на переднем баллоне, на носу лодки. Рулю одним веслом. Забрасываю в секторе 200 градусов. Это в районе от 8 часов до 16 часов. Мало того, что неудобно, так еще нужно бороться с течением реки. Лодку сносит вниз, заодно крутит вокруг себя, перекидывает с берега на берег, иногда попадает в суводи (водовороты) и всегда налетает на коряги.
Но я взял одно весло (снял) и им управлялся. Много потенциально удачливых мест я прошел, не успев забросить. Печалька. 
Начал бросать-ловить вертушку. Голавли как дети начали догонять ее и тюкать по лепестку… Размер у рыб – до 15 см. Ничего не боятся. До самой лодки провожают.  А встречают везде по-разному. И совсем у чистых мест, в прибрежных водорослях, и голавлиные засидки, за упавшими деревьями.
Двух поймал, двух упустил. И пойманных за крючок я тоже отпустил.  Решил поменять приманку и поставил воблер «майский жук». Он, хоть и большой, но легкий. Даже на леске 0,25 дальше 20 метров трудно забросить. И я заметил уже давно, что для голавля результативная проводка это первые полтора метра, а потом – пустая подмотка. Я лодку подвел почти к берегу и забросы делал не дальше 5-7 метров.  Как жалко - столько мест пропустил!!  Буквально через пятнадцать минут на жука поклевка. катушка трещит, удилище 175 см гнется в дугу. И так минут пять. Лодка неуправляема и тянет в коряги. В одной руке спиннинг, а в другой – весло, да еще лески уже метров 30 ушло. И тут появился спаситель – небольшой мелкий пляж. К нему я и направил лодку. Потихоньку подтащил рыбу, наконец-то увидел – что это. Это был красавец-голавль. Усталый  и хорошо зацепленный.  Я его руками снизу под жаберные крышки охватил и в лодку закинул. Потом в садок и за борт. Садок оказался мал для такого экземпляра. Поперек не умещался. Потом руки вымыл, потом на пляж – сделать фото на память и закурить. Да в нем все два кг, не меньше.  Зачем мне? Всего не съем, только запечь на костре. Вдвоем не съедим. Тут тебе и уха и жареха. Разберусь после, когда на ночевку остановлюсь. Ну, поздравляю себя с первым хорошим трофеем. Похвалиться не перед кем, но я-то знаю!
Небольшой перекур и снова в лодку на краешек баллона. Если чуть неправильно дернусь, или что-то заставит лодку дернуться – я в воду упаду.
Через двадцать минут ловли, за водоворотом у поваленного дерева опять поклевка! Да такая, что леска ушла через лодку к противоположному берегу в 30 метрах!  В мыслях я уже расстался с воблером, леской, и рыбой.  Продолжаю подматывать и разворачивать лодку, освобождая леску. Получилось только леску освободить, зато еще метров 15 стравил с катушки. Теперь точно за корягу намотается. Нет,… устает быстро голавль. Или не голавль? Похоже на жереха.  Подвожу к борту, но леска вертикально вниз. (не забывайте, что лодка весом 250 кг двигается со скоростью 2-3 км/час). Вот и спина показалась, но морду не показывает. Голавль! Близнец первого.  Я проявил чудеса акробатики, вытаскивая рыбу рукой из воды, и сидя спиной к воде на баллоне лодки. Тут уже не до фотографий и мест для остановки нет.  Второй есть! Что дальше? Рыба больше не нужна, не числом, ни весом общим. Может, повесить на кукане в кустах и завтра забрать? Так и сделаю, но не в этот раз.
Прекратил мои рассуждения дождь. Закрылся в тенте и балдею.  Дождь закончился незаметно, и вышло солнце. Вот и река вышла из леса. Прямо, на левом берегу видны овраги (речная долина) Это я шесть км прошел так быстро!  На берегу несколько рыбаков и туристов занимались своими делами. Кто рыбачил, дети бегают, мужчины тенты натягивают перед дождем.   Рыбак заговорил со мной за рыбалку и погоду. Стоят уже два дня, а погоды и рыбы нет, маленькие плотвички только редкие. Ловит только с берега. Мест подхода очень мало, берег крутой с обрывом в 3 метра. Кажется – небольшой обрыв, а ловить неудобно.
Посмотрел мой улов из двух рыб и предложил продать? ему!! Ну, предложения покупки у меня рыбы довольно частые, не удивило. Без денег отдал самого большого! Для двоих и ребенка 5-7 лет вполне хватит. И я почувствовал в себе бескорыстие и благородство, как ангел. Тут ребенок подбежал, а уже за кустами я услышал крик – «Папа рыбу поймал большую!»
Не заводя мотора, прошел почти весь открытый Хопер. Закидывал приманку только в красивые места. За что и был  отблагодарен  еще двумя реализованными забросами. Но голавли были весом от 500 грамм и поэтому отпущены без поцелуев в реку.
Много голавлей кидалось за жуком, но схватить не могли – рот маленький.  Два схода было видимых. На коряги не сажал, это ведь не блесна, воблер над корягой проводил вплавь.
К вечеру опять заморосило. Я переждал ненастье под тентом.
Как раз рассказать о впечатлениях общих. Рыбаков на реке мало. Туристов-водников вообще не видел. Кажется, в Алмазово меня обогнали две девчонки на байдарке и всё. Места стоянок очень чистые, за собой убирают. Есть даже места подъезда к берегу, не знаю, как они добираются.
Рыба есть. Но такая же, как и возле г. Балашова и чуть выше, км на 20. Так что после проверочного выезда уже не вернусь в эти места. Если вдвоем на сплав до Борисоглебска …
Мест стоянок от Балашова до Алмазово много, а после Алмазово до Карая очень мало.  Если только возле села Инясево остановиться.
Перед селом Лесное чувствуется влияние Карайской плотины. Течение тише, река полноводней и берега меньше подвержены половодью.  Думаю, раньше плотина влияла на реку Хопер до Балашова.
         Так, осталось двадцать километров до места, а ведь еще полтора часа по корягам.  Заканчиваю рыбалку. Рыбу в садке положил в лодку, тент убрал, так как он мешает и обзору, и выходу на глисс.
А Хопер стал спокойней, и коряг почти нет. Со скоростью 25 километров в час я буду через 40 минут.  Однако план был нарушен. Сначала встретил двух туристок, которые просили остановиться. Хотели узнать, сколько еще плыть до плотины. И когда кончится дождь. За дождь не знаю, а до плотины километров шесть, ведь мы у протоки Цыганка.  Ловили они рыбу нахлыстом!!! на сухую мушку и телескопическую удочку с простой леской. Ничего не поймали за два дня. Отдал им последнего голавля, не жалко. Жалко стало туристок, когда опять пошел дождик. Я решил, что пережидать не буду, и под мотором, под тентом, почапал к плотине. Первые дома уже были видны на пригорке. Я у тента только переднее окно открыл для лучшего обзора, ведь сбоку голову не высунешь. Да, дождик в лодку капал, но ведь не так много, как в открытую лодку.  Скорость небольшая, видимость – 30 градусов. Вижу только то, что впереди и что строго сбоку (через окно). Достаточно для такой скорости.  Даже за шумом мотора начал различать гул падающей воды с плотины.  За семьдесят метров антистапель – здесь вытаскивают плавсредства для обноса плотины. Повторю – за семьдесят метров, не за двести семьдесят!
ВСЁ! Для первого раза хватит! Потом допишу-продолжу.


Окончание рассказа Сплав по реке Хопер Хоперское - Большой Карай

30 июня, 2014
Продолжу-закончу рассказ, а то новый уже зреет!
Таки добрался я до плотины Большекарайской ГЭС, на веслах и под дождем.  И в это время  на меня налетел голод. Я ведь еще ничегошеньки не поел. С самого утра маковой росинки не было.   Всё как в тумане и с позиции пищевой пригодности. 
Лодку привязал к кустикам, а затащить на бережок не смог, та как берег не пляжный, а крутенький и тинистый. Но надводная часть крепкая. С берега на борт лодки и в лодку. Так сухо и удобно.  Сбегал на плотину. Рыбаков, как всегда, много. И на плотине, и в лодках на бурчале, и на всех берегах. Насчитал восемь человек с разными снастями – спиннинг, донка ходовая, закидушки. Пауки не используются, сохнут.
Так, надо поесть. Пока дождь прекратился. Быстро газовую горелочку выставил, литровую кружку поставил для кипятка.  Приготовил хлеб, кусочек жареной курочки.  Кипяток зашумел призывно. Приготовил бульон и  кофе с молоком.
Пока готовил и ходил – подошли к антистапелю девчонки на байдарке двойке. Мокрые, и как я понял по их глазам – голодные.  Предложил чай – отказались, так как у них: 1)своя еда есть; 2) делиться не хочется; 3) таскать вещи и делать обнос нужно – для дальнейшего сплава… (время 8 вечера – какой сплав?).  Я-то особо и не уговаривал. Начал с  горячего бульона с гренкам… потом жареная курочка. Последним был кофе с молоком - пол-литра.  Уф, - теперь можно и поспать…  Девчата продолжают таскать шмудяк. Три ходки, а последняя – байдарка с вещами. Байдарка каркасная ломается. Н-да – много вещей.
После короткого  отдыха, исполнив закон Архимеда, пошел со спиннингом рыбку половить (это метров 70 до плотины и за неё).
Отдельно про место ловли. Неправильно у плотины ловить. Это как с ружьем на птичник зайти и расстрелять патронташ. А потом еще и хвалиться. Я, наверное, старый стал и ценю саму рыбалку, а не количество добытой рыбы.…  Не хочу я ловить с плотины. Запрещено ловить у плотин и мостов даже в правилах. 
Подошел к плотине.  Туристки завтракают и пьют чай.  А где костер? где горелка? Так, значит это не чай. Убедило меня в этом и то, что девчата полезли по приставной лестнице с окна здания плотины (уровень третьего этажа). Спиртное они пили!
Отошел метров на 200 ниже по течению, забросил воблер, сделал проводу. Сразу понял – тут другая рыбалка. Снасть нужна погрубее, воблер тяжелее и заброс дальний. А у меня жук весом грамм семь.  Покидал-покидал да и вернулся назад, за другими приманками. Взял сегментную рыбку и еще какую-то рыбку оранжевую типа воблера, но без лопатки.
А время то – вечер поздний. Подъехали местная семейная пара, начали ловить на ходовую донку прямо на плотине (на фото есть), потом -  приехали на ночную рыбалку тамбовские из-под Мучкапа. Весело становится.  Я отошел чуть ниже и начал ловить. Заброс, сматывание лески метров на 30-50 и подмотка неспешная.  В одну из подмоток зацепил траву. А  леска 0,25, с такой тонкой много не подергаешь. Раньше-то  леска  0,8, так там бревно можно поднять – такая рыба была…, а сейчас рыба мельче стала! (шучу).  Нет, трава оторвалась. Это была такая, нитчатая водоросль, зеленая тина. Распутал воблер и продолжил.  Опять в водоросли ушла приманка. Там русло неровное, то ямка, то бровка верхняя, то опять ямка. Приманка то над ямкой идет, то дно на бровке цепляет с травой, то опять ямка.  Однако… не водоросль это на крючке. Чего-то резко к берегу помчался этот самый пучок. Потом уткнулся в берег под кустом и остановился как вкопанный – ни тащит на себя и не забирает. Замер пучок – и я задумался. А мне-то что делать?  Не рвать же, в самом деле, снасть? Я уже мокрый, сухая одежда есть… - пойду я по воде край берега с подмоткой, всего метров сорок.  А воды сначала по-колено было, и вода теплая оказалась. Через пятнадцать метров по берегу стала по-хрену! И стал я замечать, что неведомая  живность начала отступать, утягивая леску с катушки и опережая меня. Так я до Губарей дойду!  И выйти негде. Когда нашел место – вылез и стал ждать. Ведь от меня мало что зависело. Метр замотаю – полтора стащит. Три подмотаю – два заберет назад.  И дождик моросящий не заметил.  Не заметил туристок на байдарке (закончили с трапезой), а они меня заметили и внимательно следили, спускаясь без весел по реке. Когда они сравнялись с добычей и начали её рассматривать, то добыча не выдержала внимания и забарахталась в тине. Большая и длинная. Дяденька - у Вас тут сом большой. Да понял я уже, что сом. Только не у меня он. Рано говорить. А сейчас уже и поздно.… На моих глаза, в которых появились слезы, сом отжался  из воды, мотнул башкой  и исчез. Пришла приманка с тиной речной.  От-жешь как бывает. И даже похвалиться некому.  Был шанс поймать на спиннинг сома. Упустил.  Да чего там. Бывает. Да и сом мелкий был. Килограмм восемь. Или двадцать. Еще поймаю. Время то девять, десятый. Очистил крючки, размахнулся, а скобу не отпустил. Тяжелая приманка ухитрилась не оторваться ( такое бывает), а извернулась и крючком-тройником (двумя из трех) воткнулась мне в голову через кепку. Прям в темечко. Крепко так, не сорвусь.))  Аптечка то у меня есть в лодке. Да делать то чего?  Ну, по правилам надо порезать кепку, продеть крючок насквозь с жалом и бородкой, а затем перекусить крючок и всё! Обработать рану. Я поступил проще. Выдернул взад кручки (через у), потом аккуратно, как мог, вытащил крючки из бейсболки. Щипит – страсть. Прижал ладошкой ранки. Потер. Операция по извлечению крючков закончена.
Сколько я посматривал на рыбаков у плотины - никто ничего не поймал! Никто, кроме рыбака на лодке, он двух карасей с ладошку. Всё!
Ребята позвонили, как связь появилась,- идут ко мне на рыбалку ночную. Спрашивают – Есть ли горючее? Горючее есть – двадцать литров 92 с маслом 1/50.  Не то горючее их интересует. Значит – с собой принесут!  Ловить будут на сельском пляже, куда меня и позвали. Это в 500 метрах выше по течению. Я засобирался, завел мотор и пошел на малом ходе.  Встретились, сели за столик,  горючее домашнее достали.  Я достал мангал разборный, в нем костерок запалили, светильник над столом повесили.  Уютно стало, хоть забудь про рыбалку.
Они начали подготовку к рыбалке. А я захотел спать. Мог бы сделать из спиннинга закидушки, но расхотелось. Весь день на ногах, спиртное в размере 167 граммов оглушило и дало тепло. Поэтому я в эйфории полной.  Расстелил коврик в лодке, развернул спальничек (tкомфорта +5°С) и спать. Услышал, как ребята поймали первого соменка. Больше ничего, как в омут темный нырнул.
Проснулся в  5:00. Тихо, солнечно, холодно. Не в лодке под тентом холодно, холодно на улице и ветер.  Одел на себя, все что было, в т.ч. спасжилет и вылез наружу.  Ребята ушли, прибрав за собой. Разобрал в сумку печку-мангал, забрал остатки еды, оставленные мне.
Рыбачить?  Солнце то светит, но вокруг грозовые облака, высокие и черно-белые.  У меня нет теплой одежды, нет плаща. До дома 70 километров по корягам и мелям.  Вытащил канистру с бензином и бензобак пустой на берег. Заправился на берегу. Потом -  чай согрел,   решил – рыбачу!  Часа два-три смогу.  Решил, да решение моё гром откорректировал. Как бабахнет в районе Рассказани! Нет,- надо домой!  Собрал тент-трансформер. Мотор завелся с первого потяга!  Погнали наши городских!  Не тут-то было - на скорости свыше 24 километров лодка зарывается в воду, и скорость выше 26 километров не достигаю, да и ту с большим расходом топлива.  Что делать?  Изменил развесовку в лодке – не помогло.  Подумал.  Взял, да и поменял угол наклона мотора на лодке.  Проверил.  Скорость – 32 километров в час против течения, кепку сдувает. Кстати – в волосах на голове спекшаяся кровь от ранок. И побаливает от удара.   Да… жалко – теплой одежки нет! Ситцевая курточка плюс футболка плохо согревают и держат тепло. Даже коченеть начинаю.  Ноги мерзнут в шлепанцах на босу ногу.  У меня гамаши есть – надел,  на себя тент 1,5х3 навернул. Вот теперь можно скорость держать. С такой скоростью я дошел за с. Лесное.  А потом сбросил скорость до километров  двадцати. Причина – коряги и мели.  Глаза внимательно смотрят на водную гладь. Иногда посматриваю на небо – ищу признаки скорого дождя.  Были редки брызги слепого дождика.  Вот так я и дошел до моста Алмазовского.  На минимальной скорости прошел его, чуть зацепив что-то на дне.  Так – дальше у меня план поесть.
Решил остановиться на Черепашьем пляже. Пляж этот знаменит своими черепахами. Весной этот пляж становится островом недоступным и на нем на ролевые игры собираются стаи черепах.  Одинокий турист запросто может быть загрызен воинствующими самцами черепах. Не забывайте  - черепахи – хищники.  Они быстро бегают и хорошо плавают. Нет от них спасения.  Черепахи рыбу ловят. Вы руками много рыб наловите в реке? А черепахи ими питаются.  Стать участником их ролевых игр – позор на всю оставшуюся жизнь, хоть и короткую.  Всё равно загрызут в итоге.
Но сейчас лето, и черепахи разбрелись в поисках добычи по всему заболоченному лесу.  Оставшиеся угрозы не представляют, слишком мало. (См. карту).  Место это между Алмазово и Никольевкой, на крючке-мысе. Рядом с протокой из Старого Хопра.  Кто-то уже стоял здесь. Из рыбаков местных. Почему так решил – так ведь только местные для приготовления шашлыка  и изготовления мангала до сих пор возят с собой красные кирпичи.  Я решил пожарить колбаски сырые.  Достал мангал, собрал, потом собрал дрова и напилил их.  Двух веток хватило.  Но, честно сказать, сухие дрова изрядно подсобрали предшественники.  Когда остались только угли я уже и согрелся. Колбаски – восемь штук, приготовились быстро. Запах по всему Хопру и лесу.  Съел только две, попил чая. 
Опять меня дождь догоняет. Быстро собрался ив путь.  Никольевские мели прошел, не  зацепив ни одной. Прям удача рядом.   За звуком мотора слышу раскаты грома.  Надо домой. …  Через километров пять встретил рыбаков на берегу, я их и вчера приметил, но не остановился вчера.  А сейчас мне руками машут, пристать к берегу просят.  Подошел, поздоровался. Ребята уже три дня рыбачат.  Предложили мне рыбку  -  линька. Отказался-поблагодарил.  Незачем, и линьки мне не нравятся. Всем нравятся, а мне нет. Все три дня попали под дождь.   Трое.  Значит, ловят и в реке и в пойменных озерах.  Сетями, наверное. Мотор у них здоровый – 30ка Ямаха.   Мне домой надо, дождик подстёгивает хлыстиком из капелек.
Вот и Мишин мост. Два рыбака и пять закидушек под всеми опорами, не пройти. Попросил убрать – убрали. Прошел мост, дошел до пионерских лагерей и заглох.  А чего непонятного? – без бензина никак.  Плеснул литров пять, что бы точно хватило. Позвонил отцу - предупредил, что бы встретил и забрал вещи на трицикле.  Осталось всего-то километров 10 , но они были самые трудные. Поднялся ветер и разогнал волну. Хорошо, что попутная. Зато волна большая, см по 50. Начались прохваты на винте, снизилась скорость до семи-восьми километров в час. И шел я последние километры целый час! мог пройти 32 километров/час, а прошел семь километров в час! почти в пять раз медленней.
Дальше – все по плану. Ну, не совсем.  Когда отец забрал вещи и уехал домой (600 метров), то я один остался с лодкой. Думал – через 15 мин дома. Да тут дождик ка-ак врежет! Еле в горку стометровую забрался по скользкой грунтовке. Весь до ниточки промок. Но, так как упирался – не заметил ни ветра, ни холода. Дома разобрал для сушки тент, вещи. Сам сбегал в баньку, но пара не было, так, ополоснулся и побрился. Через час был дома с супругой.  Вот теперь всё. Рассказ окончен.




Комментариев нет:

Отправить комментарий