среда, 31 августа 2016 г.

Мега сплав по рекам Ворона и Хопер летом 2016 года на моторной лодке.

После долгих сомнений, влияния объективных и субъективных обстоятельств, было принято решение - сплавляться по нашим рекам Ворона и Хопер. Начать сплав у села Красивка, Инжавинского района,Тамбовской области. Пройти по реке Ворона до впадения её в реку Хопёр и подняться по реке Хопер до села Хоперское. Общая протяженность маршрута: по воде 440 километров, автомобилем - 150 км. Пройти по воде за 11 дней, десять ночевок. Продукты и бензин закупать по мере необходимости в городах и крупных селах.
Техническая сторона. использовали лодку ПВХ "Ротан-340Э" с мотором Зонгшен 9,9.  На случай дождя  - на лодке тент. С собой палатка. Стол, стулья, газовая плита.  Вода в бутылках. Бензин в канистре 20 л и в бензобаке 14 л. Продукты разные и много. Вещи разные. Фонари. Радиоприемник. Всего в лодке было около 360 кг. Очень много.
В 9:00 18 июля прибыли на место стапеля. Это возле старого моста через реку Ворона, напротив пляжа Инжавинского санатория.  Место захламленное рыбаками, но твердое.
Быстро выгрузили вещи из машины, осмотрелись и сделали передышку. Жарко! Разложили лодку, начали накачивать новым насосом. Старый насос я благополучно забыл дома. Новый купили в Уварово. Нашли в  центре города спортмагазин и купили интековский на 6 литров. Накачивать пришлось вдвоем. Супруга держала штуцер, я накачивал. Так и накачали. Потом я закрепил мотор на транце уже спущенной на воду лодки, подсоединил бензобак. Затащить мотор на  маленькую вертлявую лодку ещё та история. Вес мотора 35 кг. Ставил на вытянутых руках. Со стороны весело. И начал укладывать вещи в кокпите. Вот проблема! Труднее тетриса с двутавровым элементом.  Так и не смог всё уложить. Часть вещей сложил в 80 л рюкзак и отдал супруге. Она пойдет по берегу за  мной, а когда к вечеру количество воды, продуктов и бензина уменьшится, я посажу ее в лодку. Но, если она будет смеяться над моими виршами под руку, будет брести за мной по крутым берегам  и глухим лесам, переходя реки в брод.
Сделал несколько фото со стапеля:
 Вот остатки моста.

Дети и взрослые купаются на пляже. Даже прыгали с моста!
Отталкиваемся и вперед!
Вода чистая. Штиль. Усаживаемся и включаю навигатор. Теперь он будет подсказывать мне путь. А когда возникнет особая проблема с навигацией, буду включать планшет с космоснимками.
Фотоаппарат отдал впередсмотрящей. Пусть балуется.
не успел отдать - понеслось!

Какой вид!

О! Коровы! (подумали туристы) О! Туристы! (подумали коровы).
Для такого большого села, как Красивка, коров очень мало.
Парного молока не любил с колыбели. Но есть очень хочется. ведь с 5:00 на ногах, а сейчас 11:30. Очень хочется, но в путь! Вокруг села идем. Слева луг, справа лес. Но и в лесу какой-то людской муравейник. Много отдыхающих от Инжавино. Все виды транспорта. Большие и маленькие компании. Веселые и тихие. Некоторые навеселе.
Вот и зашли  в лес. Координаты на карте 52.287, 42.461

Заметили, что недавно было половодье. Река Ворона весной-летом разливалась несколько раз. Но берега успели высохнуть. Трава не выросла.
Искали-искали место для обеда - не нашли.
Вот, перед Карандеевкой  присмотрели!

Да как тут вылезти? потихонечку прошли и это место. Карандеевка на бугре  высоко.  Только барский дом виден. Там сейчас что-то фольклорность фонтанирует.. кошерно.

Все, привал. Мы хотим есть и солнце очень жгучее!
Координаты на карте 52.275, 42.425 Это на краю села , площадка у высокого берега. Пока супруга готовит, я обхожу окрестность. Спасительная тень...Спасительная банка пива!

Это боярышник.

Вот там, справа, вышка Инжавинская.
После обеда захотелось спать. Да и река способствовала. Тихая, как взлетная полоса, ровная. Выйти бы на глисс и пройти бы до Хорошавки за пятнадцать минут! Но шли тихо под палящим солнцем больше часа.
За Хорошавкой наконец-то нашли тихий, чистый пляж. Искупались вдоволь. Чистая, теплая вода. Песок на дне мягкий, ровный. Пошли дальше, найдем такой же пляжик и остановимся.  как всегда - нет таких пляжей! Берега топкие и илистые.

В лесу речка начала петлять. Деревья закрыли воду почти смыкаясь. Весело. Но остановиться надо на ночёвку.
Нашли такое место. Между сел Нащекино и Хорошавка. Идеально. Песок, чистая вода. Палатка и лодка рядом, под присмотром. 52°13'39.2"N 42°24'25.6"E  Вот это место. Главное сухое.
Под палатку пришлось выровнять площадку.

Шнур натянул для сушки вещей- купальников, полотенец и проч.
Поставил две палатки. Потом я большой маленькую накрою.
Все основные вещи остались в лодке, под тентом.
Столик уже долго с нами, разборный, легкий прочный.
Вот так палатки стояли. Предбанник очень большой. там продукты прятали от дождя. А дождь и пошел сразу в первую ночь. Потом это стало режимом. Иногда и днем были дожди с грозами.
И селфи.
Во время купания нашли подушку

После долгой ночной грозы и предутреннего дождя на островке сыро. В оставленной на столе кружке 2.5 см дождевой воды. Зато как хорошо спать под стук дождя.
Наслаждаемся свободой и красотой новых мест.
Это мы утром следующего дня, 19.07.2016 вышли из леса перед селом Караул. А где-то нас ждет мостик, который надо обносить! Пока любуемся природой. Красота. Почти вся река такая по Тамбовской области. Правый берег высокий, открытый. Левый или облиственный, или луга.
Заходим в лес. После прошедшего дождя берега слякотные.
Вот и мостик! Пройден, потому что половодьем разрушен! Вот такой Караул.
Не весь разрушен, а левая сторона. За мостом стоянка приезжих рыбаков. Машины, лодки. Чуть ниже мостика  в 500-700 метрах искал хоть какую-нибудь тропу. По ней хотел сходить к усадьбе Б.Н. Чичерина и церкви . Но тропок не видел. Залив еще соединялся с рекой и одинокий рыбак проверял сети. Он тропинку к усадьбе знает от мостика. но она сейчас заросла.  Мы сделали фото лилий, попили воды на чистом пляже и в путь!

Воду пили свою, не из реки.
Не купались. Немного волоком протащили лодку . Ведь глубина была - сантиметров десять.
После переката сели в лодку и не торопясь стали искать Мокрую Панду. Это речка такая, правый приток Вороны. Нашли.  В устье стояла лодка. Тропка уходила в  сторону села Пущино.
Перед селом Пущино заинтересовал обрывистый берег, сложенный валунами спрессованной глины. Какая глина - это геологи знают.
В реке заметили множество арматурин в воде вдоль берега. Это для постановки вентерей, нам они угрозу не представляли.
Пора обедать.... Сразу за с. Алаторка, перед с. Перевоз нашли такое место. Стоянка рыбаков-автомобилистов и место весёлых пикников. Но пустое и чистое. А нам надо поесть перед тяжелым и трудным обносом моста с. Перевоз.
Вот возле берега и закусили. Ручеёк небольшой впадает в реку.

А это чуть дальше, в лесу. Прям свадьбу можно посадить за столы. Поели, попили. Не расслабляемся. За поворотом, у знаменитого утеса на правом берегу, и увидели мост. За 700 метров он перестал мне нравится. Множество коряг, полузатопленных деревьев закрывали проход для любой лодки. Кстати. В этом году даже заметка вышла в местной прессе, как дети спасли от утопления экипаж байдарки . Байду затянуло под мост, натянуло на коряги и перевернуло. С помощью веревок вытащили. Течение сильное. Все происходило под мостом. Мост в 70 см над водой и шириной метров 10. Представляете, как там себя вести?
Отвлекся. Я преодолевал мосты часто. И сначала провел разведку. Лодку поставили в 200 метрах. Я пошел смотреть-оценивать.
Вот небольшое пояснение. Я подошел к левому крылу моста.

Потом к правому крылу. Видно, что коряги убирали, но не все.
 По правому не пройти.
 А вот слева возможно.
 Точно, можно пройти. Пошел за лодкой.
Супруга ждет меня на берегу.
Вон она - в кустиках.
Весла в руки и пошли на малом ходу. Вообще-то я проходил и более опасные места и на резиновой лодке. Когда в весеннем лесу на разливе браконьерствовал (и такое было) Там тоже коряг хватало.
Но и у моста с. Перевоз коряг много и на кону не моя жизнь а еще одна и вещи. Да и вещи дорогие...
Идем по потолку.
 Это откуда пришли.
А это уже свобода.

А это так там под мостом темно, прохладно.

И довольно тихо.
Супруга предложила закрепиться там, под мостиком, и отдохнуть. Но передумали. Выплыли на свет божий. Поторопились. Набежали тучи и как влупит гроза, дождь крупный. Успели накинуть и закрепить тент. Даже пристали и привязались к траве. Но летний дождик быстрый и короткий.
На противоположном берегу электрики сидели в УАЗ-буханке и тоже пережидали непогоду. Поздоровались.
От Перевоза до Н.Шибряя очень хорошие и дикие и чистые места. Повороты с пляжами, незаметно по времени и по усталости. Вот бы остановиться. Но течение и мотор тянут нас вдаль. И ведь еще не поздно. Только 15.00 Вот, пройдем  Уварово и будем искать бивуак.
Перед Уварово встретились пляжи разного значения, лагеря, баньки, даже инспекцию ГИМС видели. Вот и мосты. Мы проезжали по новому, когда ехали в Инжавино.
Пройти модно вдоль правого берега. Но очень опасный путь. Торчат сваи , арматура. У опоры моста место для купания. Прошли на холостом ходу. Всё, сейчас найдем место и остановимся. Я схожу в магазин за продуктами. Не тут-то было! Вдоль берега растет кустарник. Клен американский. Есть захламленные выходы. Как норки. Много отдыхающих. Супруга отказалась и меня ждать и сама не пошла. Ладно... останемся без мороженого.
Прошли Уварово. Сначала, как мы поняли, сам город, а потом дачные участки. Остановиться нет возможности. и дальше в том же духе. Нет мест стоянок для нас. Моисеево прошли. нашли место на левом берегу. Но круто. Слазил наверх, не понравилось. А мы устали , нервничаем. Скоро стемнеет и дождь собирается. После Моисеево, напротив с. В.Чуево нашли хорошую поляну, с высокими ветлами. Видно, стояли здесь байдарочники. Кострище свежее. Быстрее обустраиваем стоянку. Из-за ветра в 5-8 метров в секунду пришлось палатку ставить на растяжки и колья.
Слышали собак, технику в селах Н.Чуево и В.Чуево. Никто не беспокоил. Приготовили ужин - кашу гречневую, кофе.
Искупались быстренько и за стол. От комаров поставили дымовые спиральки. Стемнело уже в 20:30 и задул ветер в кронах деревьев. Убрали вещи и спать. Ночью, как всегда,- гроза, дождь. Ещё добавились удары крупных капель с листьев. Уснули , как подкошенные. первым проснулся я (как и всегда) и стал изучать местность.
 Вот так стояла палатка
 Так закрепили лодку
 Лодка за вётлами.
Почти собрали вещи. Долго сушили.
 Там, на пригорке, В.Чуево. Оно поэтому и верхнее.
Подходов к реке мало,- круто так, но по низу идёт дорога.

Это железнодорожный мост дороги Камышин-Тамбов. Справа поселок Согласие.
До с. Коростелево река обычная. Справа - пригорок. Слева лес.
Вот здесь лес на левом берегу заканчивается и начинается луг. вдоль берега идет дорога.
Внезапно подошли к новому мосту у п. Мучкапский.

Под мостом и остановились, так как только там есть тень.  Я взял канистру пустую в 20 литров, сумку и отправился за продуктами и бензином.

Вышел наверх, искать попутку. Наверху стоит баня. Люди парятся в бане и купаются в реке Ворона. Местный житель ожидал своих родственников, которые с удовольствием купались в речке после первого захода. Меня он с удовольствием отвез в Мучкап в продуктовый магазин типа "МАГНИТ" и потом на заправку. Через сорок минут я вернулся к лодке. В путь . Всё, что нужно, закупил. Бензина на 300 км хватит. До Борисоглебска осталось 130 км примерно. Спокойно стало.
Это другая баня, чуть ниже. Таких банек по реке много. Некоторые доступны, другие - на замке.
Пока плывут до места обеда, расскажу техническую сторону путешествия.
По возрасту и образу жизни с устоявшимися взглядами,  мы любители отдыха. Поэтому справляться на байдарках не только не можем, но и категорически против. Когда-то, на заре, сплавлялись на веслах. Было это давно. Понравилось. Потом попробовали на моторе  и были приятно удивлены. Можно преодолеть и покорить большое расстояние. Нет усталости. Наличие тента даёт защиту от Солнца и дождя. А в межсезонье и тепло. Посадка в лодке высокая, не  болят коленки. Количество вещей практически без лимита. А нам много чего надо. За семь сезонов уже определились с нужными предметами. Это пила, топор, лопата. Главное - лопата. Хорошо заточенная и крепко посаженная она заменяет всё. Расчистка места под палатку, вырубка травы и кустов, ступеньки на берегу, - всё делается лопатой.
Газовая плита - лучший друг туриста-сибарита. Нам хватает дня на два одного баллона. Время на приготовление пищи минимально. Открытый огонь разводим только на (для) шашлыков. Чай или кофе всегда. Если ветер, дождь, то готовим в палатке. Под внешней палаткой высота 135 см. Стоять трудно, но сидеть и готовить на столике удобно. Осенью ещё и тепло. Палаток у нас много.  Для сплава выбрали симбиоз двух. Верх от трехместной, а внутренняя - двухместная. Так получается много места в тамбуре. И можно в тамбуре поставить стульчик и осматривать под дождем окрестности.
Есть у нас и кемпинговая, громадная палатка. Но ставим ее на долгий срок, от двух ночёвок. Для сплава вдвоем она малопригодна. Трудно найти площадку четыре на шесть метров.
Стол разборный 70х70 см. ножки на вид тонкие, но крепкие. Умещается плита и все нужные продукты. Вес столика 3 кг. Втыкая ножки в песок на разную глубину, выравниваем столешницу. Стулья у нас только со спинками, табуреток не возим. Без спинок спина не отдыхает. Иногда готовили и ели под тентом внешней палатки,- когда дождик. Пот тентом светло, тихо. И сразу становится тепло.
Насекомые нам встречаются нескольких видов.
 Комары самые вспоминаемые. В этом году они нас не донимали. Использовали спирали дымовые. По периметру распределяли четыре-пять , если ветер кружит. Хватало вполне, на тело распыляли репеллент  или гель размазывали. Я часто использовал футболки, термухи с длинными рукавами. Что бы комары не донимали.

Оводы и слепни кусали нас, когда купались и были в воде.  Мы отбивались и махали-хлопали руками. Много полегло их. Пищей для рыб стали. Кусались они в тот момент, подчеркиваю, когда мы купались. На берегу не трогали. В воду хоть по голову залезь - будут на уши садиться. Назойливые. Терпимо. Один златоглазик мог укусить незаметно даже в сплаве на лодке. сам маленький и тихий. Укус болезненный.
Осы и шершни появлялись на стоянках при выкладывании пищи. Мы их не трогали, они нас.
Других насекомых не помню. Животные , более-менее опасные - мыши разных видов и родов. Старались избегать их и прятать продукты. Змей не помню. На реке Хопер было много. на реке Вороне нет.
Зазевался , а мост навстречу. Чащино.
 Вот такой мостик.
 Прошли спокойно. За нами наблюдают отдыхающие.
За мостом , по левому берегу широкий луг, немного заболоченный. и много купающихся. Они используют все виды транспорта. Мы присмотрели небольшой пляж, накрытый старым кленом. По настоящему накрытым. Нижние ветки, сухие, я спилил. Стало очень комфортно. Ведь температура +33. А под листвой ветерок.
Поставили столик. Стулья вставили. Я поставил защитный экран против ветерка,- газ задувает. Пожарили картошку. Сделали кофе. Отличненько.

За полтора часа и управились, даже жалко уходить. Но прошли всего 20 км. Пора в путь. На пути у нас Кулябовка. Множество бань, беседок на берегу.

Ни одного пляжа пустого. Везде люди. Но мы и не остановились бы на таких местах. Открытый луг с дорогами.
Ветер, если поднимется, сдует. И видно издалека.
Если Солнце будет - тоже не спрятаться. Про компании местных вообще молчу. И повторюсь. наличие мобильной связи, средства передвижения типа мотоцикл УРАЛ повышает мобильнось сельских джентельменов (так читать). Даже если дашь сдачи двум-трем, - не уйти от справедливого возмездия!
Перед ЦИК СССР встретили разрушенное тело плотины ГЭС.  Чуть винт не разбили о какую-то чертовщину. обходили по левому берегу. Сразу пристали на мини пляж. На снимке ниже  - зонтик.  К нему вела нормальная гужевая дорога. От Кулябовки.  Искупались и несколько фото на память. Жарко.
 Я ходил в своей супер-одежде.

Останавливаться надолго не собирались.  По космоснимкам нашли места хороших стоянок. и собирались до них добраться. Но сначала мост в Андриановке.

Мост проходимый. И обнос был бы не трудный.  Но вот река от Андриановки до конца Заполатова удивила. остатки мостов, плотин, запруды и повороты. Как Заполатово прошли, сразу на мысу и остановились. За день пройдено 41 км , - хватит.  Ниже - Шапкино. А здесь - очень хорошо. дальше - работа на полуавтомате. Все движения заучены. Каждый знает своё дело.
 Все выставил. Лодка рядом.
 За палаткой супруга готовит.
 и время на шутки есть.
Вот посмотрите. над столом светильник, этот шест и антенна к тому же.   Собирается дождик. Но пока жарко, и мы купаемся  и купаемся.

Хотели поставить противокомариную систему. Но нас опередили стрекозы. То-ли коромысло, то-ли детки. Большие. Несколько сотен. Или даже тысяч. основной отряд держался выше нас на высоте восьми-девяти метров над нами. От основного отряда отделяется десяток стрекоз и мгновенно делает облёт нашего бивуака. Очень близко к нам. Вон, на фото вверху. они пролетают между рук, под ногами и делают все фигуры высшего пилотажа. Цель - комары и мушки. Поняли, что стрекозы удачливые охотники. Все вылеты заканчивались поимкой комара. Удачливые улетали  с добычей, на их место заступали свежие. А комары всё летели из спасительных для них кустов на приманку в виде двух теплых тел с кровью. БОЙНЯ. Это продолжалось до темноты.
И тут супруга задала вопрос: "-Почему у нас рыбы нет в ассортименте?".... а почему? Рыбы в реке  много, она плещется днем, разбегается от лодки. Вечером и ночью шумят язи и сомы. Днем - голавли. У берега разбойничают полосатые флибустьеры - окуни. Я рыбу не ловил. Не было заказа. а теперь, под вечер, я снарядил спиннинг воблером и начал ловить.
 Вот такую поймал сразу.
Когда поймал еще и потом окуня,- получил мораторий на ловлю. Сегодня рыба не нужна. Всё выкинул в воду.
Закат красивый.

Но это там.. а с другой стороны - туча.
Так что не расслабляйтесь.
Все спрятали в лодку и под палатку. Когда стемнело - в палатку, спать.
Пока спим - продолжу техническое описание.
Фонарики в этом сплаве были нужны редко. С закатом мы уже в палатке спали, а рассвет очень ранний. Ночью никто не тревожил. Днем использовали солнечную батарею для зарядки аккумуляторов навигатора и телефона. Планшет я заряжал от источника питания на 15000 мампер. Его хватило на семь суток. Интернет чаще использовал возле городов. За короткий срок загружал карты в буфер. С интернета узнавал номера службы такси и прочую информацию,- о погоде,  АЗС  и магазинах. Радиоприемник Тексун китайский ловил множество станций рядом с крупными населенными пунктами.  На ночевках иногда связь пропадала. Так как мы были закрыты высокими склонами. Средние волны и короткие не использовал. Нет у нас радиостанций. А вражеские голоса не нужны.  Связь была почти всегда. У нас и Билайн и МТС.
Так.. первым проснулся я. В 5:00. Взял спиннинг и на рыбалку. За полчаса поймал две щуки. Одна на кг, а вторая грамм 200. Окунь и то больше был пойман. Все поймал у стоянки, почти у палатки. Добычу в садок и досыпать.
 Это мелочь
 рассвет
а это крупная.

Разбудил своей возней супругу. Она сразу с вопроса - "Почему рыбу не ловишь?"  объяснил, что уже поймал , -рыба в садке. и уснул. Через час с небольшим был разбужен запахом ухи. В семь часов уже поел ухи. Из большой щуки и окуня . А маленьких рыбок утопили.

Поели, попили, разобрали лагерь и в путь! Вышли в 9:00. Это очень рано.
День обещает быть хорошим.
таким и остался. Через 10,5 км перешли границу двух областей. Это была третья область - Воронежская!
Знаков на воде и берегу не заметили ))).
На левом берегу - Тамбовская область, а справа - Воронежская.
шли так 15-16 км, пока окончательно не вошли в Воронежскую область.

Но я поторопился. Вот и с. Краснояровка! Высокий речной склон с часовней.
Всё в селе есть, теперь и о душе подумать надо. Обошли село против часовой стрелки. На северной стороне села пляж и много отдыхающих. Но только в одном месте, так как вокруг села болота, луг и озера.  Только возле берега бровка сухая с тополями. Весной можно поближе подойти к селу во время разлива. Много хороших фото этих мест сделал  #Кирилл Вячеславович, они и в "гугл-картах" и на "Панорамио".
Вот мое фото.
А вот - фото другое
с берега, от столика снято.
А вот фото у столика годом ранее. Много фотографий разных.
Идем, загораем. Мест искупаться нет. Увидел на карте хороший пляж, дотянем- искупаемся и пообедаем.
Вот этот пляж:
Мучкапский район
Тамбовская область, Россия
51.623875, 42.271514
Но не судьба... На этом мысу остановились байдарочники. Байдарок шесть-семь!!! Они , наверное обсыхали после дождя утреннего. Или ремонтировали суденышки после порезов. Их много, да еще собаки гавкают. Не наше место.

Это фото шестилетней давности, а сейчас кусты выросли до 3 метровой высоты.
Туристы были на берегу, в воде и в глубине мыса.  Тренькал на гитаре бард, гавкал пес.
Мы обошли мыс и пристали к его южной стороне.
     Здесь лось бегал по берегу, испуганный туристами (мы следы видели).
Чай, суп, салат. Всё быстро. Искупались и через час были у села Большие Алабухи.
   Рыбаки на мосту, у моста, за мостом. Низко, но мы прошли. Мост прочный, узкий. Затем встретили еще один мост-ветеран у с. Верхний затон. Он пеше-велосипедный. Инвалид-мост, потерявший один пролет.  Теперь другие мосты несут вахту. Да, еще на дороге разрушился мост деревянный через болото и дорога стала тупиковой.

Справа рыбаки сидели. Здесь впадает речка Донец. Хорошее место отдыха и рыбалки.

Ну что, еще немного и ищем стоянку?
Грибановский район
Воронежская область, Россия
51.560624, 42.251433

Вот здесь хорошо - но круто. Сосны, стоянка хорошая, довольно чисто, ветерок.... Но круто! Полежали просто, подремали в тенечке и вперед! Была бы вода на три метра выше - было бы отлично. Наверное это весенняя стоянка.
Идем и идем.  Красиво и пустынно.  Не боимся.
Сел не видно, но по берегам видны дороги, идет косьба. Дети на велосипедах... Трактора.
Вот тут, между трех сел и нашли местечко.

Одно из самых интересных местечек. Наверху. Сухо, ровно, уютно, трава.
 Это я костер жгу. Скорее - дымлю от комаров и мусор жгу.
 Вид от реки с половины высоты подъема. От воды стоянку не видно.
 Так лодочка стоит. На ночь тент  поставили.
 Идет подготовка к ужину. Ворона за спиной.
 Почти все готово.

Радиоприемник поет.
Поужинали. Поставили верхнюю палатку.

Вот так. Пойдём окрестности осмотрим.
Оказалось, что это место не только байдарочников, но и рыбаков. В кустах нашли стол, лавки и ямы для хранения рыбы. Там под деревьями темно и фото не вышло.

Вот в этих деревьях и есть рыбацкая стоянка.
22.07.2016 в 7:45 отправились дальше, вниз по реке Ворона.
Через час начался дождик
Мы спрятались под тент и продолжили сплав.  Дождик закончился так-же быстро как и начался. Убрали тент. Я чуть прибавил газу и... О, чудо! Лодка вышла в режим глиссирования. Вместо скорости в 9 км/час полетели вниз со скоростью 25-28 км/час!!! Экстрим и адреналин!
Восемнадцать километров прошли за сорок минут. Обычно это расстояние мы проходили за два  с половиной часа.
Вышли на глисс по причине уменьшения веса. Стало меньше продуктов, воды и бензина.
Вот и Борисоглебск! В десять часов прибыли, а планировали в два часа дня. Включил планшет, нашел службу такси и вызвал на улицу Прибрежную. Однако никто не знает адреса... и улицу. Пришлось "тащить дохлую лошадь на знакомую улицу". Хорошо, что это не улица Матросовская (одна из главных в городе)   ))).  На такси  я заехал в город, купил продукты, воду, дыню, и курицу гриль.  Пиво с лимонадом не забыл. Наверное,  потратил чуть больше часа. Все в лодку и сплав продолжается.
 Вон там вышка на вершине. Все её видят.
 Мы проплыли городской пляж и остановились пообедать, чем запаслись.
 Закусили курочкой с лавашем и кетчупом.

Проплыли водокачку  и остатки очень старого моста.

А это красавец новый мост на трассе Р298 Саратов-Курск. с охраной, видеокамерами и громкоговорителями на каждой опоре.
 Этот подвесной мост без охраны.
 А это высокий железнодорожный на Грязи-Липецкие. К нему очень трудно подойти - мелко, река раздлилась на протоки.

Но за мостом Ворона разлилась в море . Дул встречный ветер. Волны высокие.

А это - устье реки Ворона! Пройдено 224 км Песок впереди - левый берег реки Хопер.
Вот так мы вошли в Хопёр.

А это первые метры по реке Хопёр. Это река вверх.
И тут такое!!! По-порядку.
Вот мы и выходим в реку Хопер.  Первая неожиданность- река с очень сильным течением, более трех километров в час.  Для нашей многозагруженной лодки это испытание. Скорость у нас собственная  8  км/час,  так что стало совсем уныло. По реке Хопер в районе Борисоглебска скорость перемещения составляла около 5 км/час. Если я увеличивал скорость передвижения   до 7-8 км/час, то расход бензина увеличивался в два раза, за лодкой поднимались большие волны, шум от мотора то-же мешал. Река  петляла . Меандра за меандрой. Справа весь день сплава был виден Борисоглебск. Вдоль реки , по правому берегу была  дорога,  которая так и шла до Петровского. Велосипедисты, мотоциклисты и просто рыбаки сновали туда-сюда. Но, честно смотря на реку, мест хороших для рыбаков не видел. Река узкая. Правый берег крутой, высота метра два. Ни деревца. На левом  интересней, но сама река быстрая и узкая. Есть пара глубин, но рыбаков не видел. Все они сидят на чистом и ловят , как на пруду.
Мы устали и хочется есть дыню.  Ведь прошли много и по времени и по расстоянию. В двух реках побывали! Присмотрели узкую полоску песка под ветлами. на левом, тихом берегу. Напротив в Хопер впадал то-ли ручеёк вонючий, то-ли канализация. Это я потом почувствовал, когда после обеда подошли к нему. Местных рыбаков это не смущало. Ловили мелких карасей.  А мы нашли тень под ветлами и приступили к трапезе. Дыня была душистая, сочная и сладкая. Половину съели, больше не могли.
 Искупались в реке первый раз. Вода холоднее, чем в реке Ворона. не такая прозрачная.

В путь! Опять завиляли на поворотах. Много отдыхающих на всех видах транспорта. Жалко детей на палящем солнце.  Прошли остатки старого моста. Его только на карте 1948 года видно. Сейчас в Борисоглебск едут или через трассу М4 , или через Рождественское. И сел этих давно нет в том виде. Подстепки, Ульяновка, Ивановка. Шел тракт. В прошлом веке, в моём.  Хорошие заливные луга не кошены. Незачем сено косить. Скотины нет.
Дождевые тучи до подходили к нам, то уходили от реки.

Зашел Хопер в лес - стали попадаться рыбацкие заимки
Река завиляла.
Здесь даже указатель стоит!
На Ловчике просто столпотворение. Все купаются . Люди, собаки. Вода кипит.  Мы упорно, сжигая тонны нефти, идем вверх по течении. Скорей бы тишина, тень. Вот и лес. Но по правому берегу расставлены рыбацкие лачуги. Нам так не нравится. Прошли Ивановку. Это село когда-то было (и осталось чуть-чуть) на реке Хопер. Но река изменила русло и теперь село на старице, а мы ушли влево.  Румпель из рук валится. Кипяток с системы охлаждения идет. Где стоянка? И тут же, за поворотом стоянку нашли. Нам подходит вполне. От села слышны собаки. А к вечеру стали слышны веселые крики и звуки салюта.  К стоянке есть подъезд от дороги Борисоглебск-Рождественское. Но, судя по траве, давненько не было машин. Быстро организуем стоянку. Пир горой!
 Все на стол!
 Селфи

и от реки.
 Лодочка.

Что-то интересное.
Вечером похолодало.
Пока спим - несколько отступлений
. Алкоголь.  С ним мы не дружим, но связи не теряем. Путем многолетних проб (эмпирически) было выяснено оптимальное количество алкоголя,- суточная норма. И с каждым годом она только уменьшается. Для меня происходит корреляция  дозы от многих факторов. Температуры воздуха, времени суток, настроения.  Обычно начинаю пить пиво. В обед одна жестянка. Но в 2013 году при температуре 40 градусов выпивал до вечера литр пива.  Через час после приема , на жаре под солнцем всё выветривается. Вечером, на подготовленной стоянке начинается прием крепких напитков.  Во время подготовки бивуака могу выпить пива,- если стоянка ранняя, часов в 17:00. Установка палатки, расчистка, прочая мелкая работ идет часа два. Когда будет готов ужин и накрыт стол, можно и коньячку тяпнуть. «Взять Кенигсберг» по-нашему. Это около 20:00 часов.  Не более 175 грамм. Ну а супруге достается 75 гр.(max!) Так как бутылки по ¼ литра. Всё, прием закончен.  Всё это в идеале.  В реальности вышло меньше. Это все смешивается с купанием, ловлей рыбы, изучением окрестностей.  О нужности и вредности спиртного не буду спорить, убеждать.  Я лично убежденных трезвенников видел только в институте, студентов. В аспирантуре они бухали по-черному.  Еще общался с баптистами. Старые не пили после обращения, . молодые – не могу проверить , не пьют ли сейчас…  Остальные типы трезвенников прекратили прием алкоголя во время и после болезни. Все они (вышеназванные типы) спокойно относятся к алкоголю.  Про «кодированных»  не знаю, но они самые ярые защитники ТОЦ, так как латентные.
и еще не по теме
 Всё хорошо. Но не по плану! Ведь я рассчитывал путь по реке Хопер с учетом скорости 20-24 км/час. А мы плетемся в четыре раза медленней. Расход бензина зашкаливает. Выйти на глисс не получается. Лодка перегружена! Были бы мы на 30 килограмм каждый легче,- не было бы этой проблемы. Надо худеть!  Вообще-то лодка пошла бы на глиссе, если бы вес снизился на 25 кг! Но нам нечего выбросить за борт! Или лодку нужно другую,- пайольную и длиннее на полметра. Но ведь наша лодка с НДНД легче и безопаснее проходит коряги, чуть спокойнее проходит мелкие перекаты.  По течению было бы достаточного и маломощного Меркурия 4М.  Оптимально для сплава 9-10 км в час. Тогда и  успеваешь все увидеть, и виды часто меняются, для лодки и мотора безопасно. Первый раз попробовали против течения идти в водоизмещающем режиме. Не понравилось. Начала накатывать усталость, и какая-то раздражительность.  Больше мы так не поступим.  Сплав только вниз, (или лодку менять) и только на мелкомоторе.
Выспались прекрасно. Никуда не спешим. Погода , как почти всегда днем ,- изумительная. Кофе, бутерброды. Укладка. Забыл сказать – утром мимо нас прошел рыбак на ПВХ под мотором.  Но это очень рано. Мы чуть встрепенулись, но из палатки выглянул только я.  Так вот. Места за Ивановкой отличные. Просто дикие. Повороты с омутами мешались с перекатами. Тихо, безлюдно. Села Чибизовка, Чуриловка в стороне, и даже тропок от них не видно. Но вот по правому берегу попадались «фазенды» рыбаков. Или фавелы…  Прямо браконьерские заповедные места. Почему браконьерские? Видел места для постановки сетей. Но обычному рыбаку-спиннингисту и фидеристу это не помеха.  Надо будет вернуться сюда на рыбалку. Если лучше не найду…

Потом дождь вчерашний нас поймал на реке в 11:30. Ну, какой дождик... Так гроза сильная с мелким градом. Мы прицепились к корням деревьев и переждали его а течении получаса.

Потом пошли по правому берегу луга.

Рек стала широкая-широкая.
Вышли из леса – на гриве село Рождественское. Перед селом  остатки моста. Но они не мешали. Река разлилась широко. Течение тихое. Эх, жаль, что на глисс не выходим!  Дома разного достатка.  Есть новые стиля 90-х прошлого века, и новостройки. Есть откровенно лачуги. Останавливаться не стали. Всё у нас есть. Подошли к мосту, осмотрелись. Нет препятствий для прохода.  Это для нас нет. А так – свай понатыкано и за мостом, и перед мостом.

Он ведь новый.
На краю села, у берега, пасется небольшое стадо смешанное (коровы, овцы, козы). Идет обеденная дойка. Тяжелый труд. Жара, слепни. Коровы беспокойные. Немного выше по течению ещё одно сакрально место. Купель с крестом, лестница на верх склона и флаги.

Увидели железнодорожный мост. На глиссе, с ветерком за 5 минут дошли бы. Но шли больше получаса.  Прошли мост и сразу вправо. нашли место для высадки.  Я пошел в Поворино за бензином. Дорога грунтовая , но с щебенкой. Эта дорога идет до асфальтовой на Байчурово. До заправки по объездной дороге через переезд вышло шесть км. Утомительно с канистрой идти. На заправке нашел такси, заправился. Больше ничего не надо. И назад с ветерком. Тащить 25 кг канистру шесть км было бы очень трудно.

Все погрузили в лодку,  и отправились в путь.  Хопер мелкий. На правом берегу множество бомжеватых хижин, от моста и на метров пятьсот выше. Как и зачем здесь они стоят в зоне паводка? Кто разрешил, и почему не сносят?  Ну да ладно. Надо перекусить чуть-чуть  , горячего чая попить ,- с утра ничего не ели.  Остановились на пляже правого берега. Как сюда и кто попадает , не могу понять. Но такого грязного, затоптанного и вонючего места я еще не видел. Ямы с нечистотами, пакеты с мусором порванные. Лавочки. Убожество.  Это место чуть выше ж/д моста. Откуда здесь люди? С одной стороны железная дорога, с другой – болото. Но, видно дорога есть.  Есть хотелось. Сели на самое чистое место – на дорогу.  Сварили супчик, кофе… поели. Вот где мусор легко спрятать… бросай под любой куст – там его уже много. Хоть и устал я, но сплав ждет! Пошли потихоньку!  Лес расступился. Правый берег с уклоном пустой, а левый (для нас –справа) -  болотистый.  На правом стали попадаться стоянки туристов-рыбаков. С катерами, лодками, шатрами, музыкой и просто шумом.  До самой Жуликовки (Калинино). Мост новый прошли. дорога идет до Самодуровки (с. Уютное).  Вот у Петровского пошел лес. Опять множество поворотов и завалов на пол реки. Красиво и интересно. Прошли залив на Петровский дом отдыха.
Это вход в залив.

Потом прошли пляж дома отдыха.  Всё, надо искать место ночевки. Сегодня много пройдено.  Вот она – отличная стоянка. Судя по моей усталости – последняя стоянка  на этом сплаве. Но супруга этого не знает. Она мужественно терпит и молчит. Начала говорить о том, что неплохо бы провести на берегу моря дней пять. После её слов мне начал  сниться сон – Я на море. Наяву сниться. Закрою глаза – я на берегу моря! Хоть не открывай…   И супруга заговорила про накопившуюся усталость.  Я, долго думая, выдал решение капитана сплава – СПЛАВ ПРЕКРАТИТЬ В СЕЛЕ ПЕСКИ. То есть завтра в обед.  Усталость у супруги как ветром сдуло!  Располагаемся не спеша.  Но нас подгоняет мелкий дождик, который обещает привести старшего брата с грозой.  Вещи спрятаны под тент в лодку. В палатке только спальные принадлежности и личные вещи. Усталость нас укладывает спать  … Капли дождя застучали по тенту. Какой по счету этот дождь ночной? Кажется – пятый.

Веселая - море чувствует.
 Это мне сниться!

Сказывается близость населенных пунктов – с утра моторные лодки. И дождик! Утром ели-пили под палаткой . Под ней тихо, сухо,  тепло от плитки.  Дождь кончился, палатка просохла, собрали и в путь!  Вот где рыбацкие места – мечта рыбака спиннингиста (голавль и щука). Вот куда я точно приеду еще раз!  Так красиво, такие повороты с ямами!  Изредка подъезды от с Пески видел. На левом берегу сенокосы. И подъезды тракторные. Там давно была дорога Пески - Петровское. Вдоль левого берега. через Хопер вброд или зимой по льду. Сейчас ее не используют.  Опять дождик. Мы грозу переждали у берега, а мелкий дождь пережидать не стали. Так и пошли под тентом.

Вот и протока в залив Белка,  мост разрушен.

Мост первый

Мы оставили его справа, и пошли по главному руслу, а напрасно. Наткнулись на низкий мост через Хопер. Его только обносить.  А зачем? Вернулись назад, прошли  между опор разрушенного моста и вошли в залив-протоку. Через двадцать минут были у первого моста, в селе Пески. Ударение на Е.  Позвонил водителю Газели и через два часа погрузились в машину, а еще через час были дома!
Осталось не пройдено 140 км реки Хопер до города Балашова. Пройдем в следующем году.
Электронная сторона сплава.
С собой были два смартфона на 5" на симках Пчелайна. Включали изредка. Супруга для вечерних звонков, а я – для навигации по спутниковым снимкам, которые были уже закачаны, чаще использовал Яндекс-схему.  Заряжал смартфоны через солнечную батарею на 7ватт. Но, так как было пасмурно, она давал 0,8 ватт при 5 вольтах, не более. Хватало. С собой был планшет на 10 дюймов. вот на нем я чаще смотрел космоснимки. Так как топо-карта была не очень точна. Ведь что-то исчезло, русло поменялось и так далее…  Жрал энергию как голодный. Его подсоединял к  повер-банку на 20000 мачас. Использовал для навигации и общения в Инстаграмме,  и службах сообщений.
Главный рабочий гаджет -  навигатор Гармин Дакота 20. С его помощью ориентировался на месте, проверял путь и так далее. Его аккумуляторы постоянно заряжались от солнечной батареи. две батареи на день. Было три комплекта. Каждый заряжал один  раз. Энергии хватало.
Фонарей было три. Верхний плафон, маленький компактный и маленький прожектор. Все на аккумуляторах, но зарядка не потребовалась. Фонариками пользовались редко.  В палатке , при укладке спать вешали плафон на крючок.
Радиоприемник Тексун играл всегда и сообщал новости на стоянках. Но новости я из интернета получал еще быстрее. В автоматическом режиме.   Один раз пришлось приемник  зарядить от повер-банка.
Газовая плита удобна. На костре не готовили, на костре мусор жгли. И с комарами боролись.
Теплые вещи не потребовались. Было жарко и днем и ночью. Плащ от дождя не надевали. Потому что были всегда чем-то накрыты. Или тентом лодки  или палаткой,- без этих вещей сплав превратился бы в муку. Примером служили наши полотенца. Была проблема с  их просушкой. Ночью дожди, а днем сушили в лодке. С одеждой было бы похоже -  вечно бы сырые ходили.
Повторю про рыбу. Рыбу мы  не ловили по причине отсутствия необходимости. Но рыба есть в реке  и поймать её для двоих человек на еду не проблема. Могу и умею ловить на поплавочную, фидером, простой донкой, жерлицей.  Не нужна рыба. Пусть что хотят, говорят. Наша рыба почти всегда костлявая и (или) сухая. Исключение  из правил, это судак, крупный окунь и сом.  Судака и окуня так просто не поймать. И по времени не сезон. Сомов  надо  ловить усидчиво. С подходом. Вот и остается нам голавль, язь, плотва, карась, щука.  Они мне нравятся в вяленом виде (кроме карася) , а щука в котлетах.  Уху люблю в виде бульона. Что супруга и сделала.  Попробовали - хватит.

Нас было двое. С одной стороны – это хорошо и спокойно. С другой – увеличенная нагрузка, которую в многолюдном лагере распределяется или на всех, или по очереди.  При большом лагере можно было бы совершать выходы на берег с разминкой  и фото сессией.  дежурная группа уходила бы вперед и готовила бы ужин и лагерь. рыбаки могли бы отвлечься на рыбалку.

Небольшая статистика

Каждый день - разный цвет. Север слева .
Потом разбор вещей. Что из них забрать в стирку или ремонт, что оставить.  Баня нагрелась.  Сходили с веничком. Попарились. Устали, как младенцы.  Дома вышли в интернет, купили билеты купе в Сочи (туда и обратно), забронировали номер в мини-гостинице. Всё! теперь спать, ведь завтра, за сутки, нужно готовиться к новому путешествию. Но это уже другая история.
Всем, кто прочитал - спасибо за терпение